Учимся играя. Учим английский!

Печать E-mail

Все родители стремятся дать детям самое лучшее, а это — прежде всего возможности, которые раскрываются перед ними

Учимся играя. Учим английский!

Истомина Екатерина Владимировна
Психолог, системный семейный психотерапевт,
детский и юношеский психотерапевт

Учить или не учить — вот в чем вопрос.

Важность владения иностранными языками, и в особенности английским уже не для кого не является спорным вопросом. Всё больше людей выбирают отдых за границей, а свободное владение английским помогает им чувствовать себя комфортно. Люди с хорошим знанием языка имеют больше преимуществ при выборе профессии. Расширение международных связей создает потребность общества в специалистах, обладающих творческим мышлением и владеющих иностранным языком в такой степени, которая позволяет производить беспрепятственный дипломатический, научный, коммерческий, социальный обмен информацией на всех уровнях.

Все родители стремятся дать детям самое лучшее, а это — прежде всего возможности, которые раскрываются перед ними. Однако помимо социальных фактов в пользу изучения иностранных языков приведем еще и данные научных исследований:

— Было установлено, что занятия иностранным языком положительно влияют на знание родного . Благоприятное влияние изучения второго языка на развитие родной речи доказал выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский. Постановка звуков 2х языков развивает речевую функцию, а именно «разрабатывает» артикуляционный аппарат ребенка, делает его более гибким и способным к имитации все новых и новых звуков и одновременно является профилактикой логопедических проблем.

Эти исследования разбивают миф о том, что обучения иностранным языкам дошкольников, у которых еще не сформировалась артикуляционная база, может испортить произношение на родном языке.

— Исследования ведущих университетов США и Канады показали, что у двуязычных детей когнитивные способности развиваются лучше, чем у монолингвов. Эти же результаты были подтверждены и отечественными исследованиями. Они показали, что изучение иностранного языка в раннем возрасте влияет на становление и развитие некоторых форм абстрактного мышления, а именно изучение иностранного языка стимулирует такие процессы как анализ, синтез, обобщение, формирование понятий, суждений. Исследования мышления детей-билингвов и их одноязычных сверстников показывают, что билингвы оказались более способными усвоить понятия, произвести обобщения, сделать вывод об определенных закономерностях.

Зачем маленькому ребенку развивать абстрактное мышление, спросите вы? А затем, что задатки абстрактного мышления необходимы для развития математических способностей у малыша. Дети-билингвы показывают лучшие результаты по математике (понятия о количественных отношениях, распознавание геометрических фигур).

— Существует мнение о том, что дети, осваивающие 2 языка одновременно, будут путать эти языки и их язык превратиться в суржик. Однако исследования говорят об обратном: дети не путают 2 языка , что свидетельствует об их способности к анализу и сравнению, т.е умственным процессам, относящимся к абстрактному мышлению. Конечно же, это относится к грамотному подходу к раннему изучению английского языка. Так, например, детские рифмованные четверостишья, где три слова русских, а одно английское — может быть, и развивают память, но языку не учат, и к тому способствуют ложному восприятию английских слов как русских.

Образовательное значение иностранных языков, как указывал Л.В. Щерба, заключается в развитии мыслительных способностей детей, в развитии филологического образования путем сопоставления языков, изучения строя иностранного языка. Таким образом, язык для детей, становится прежде всего средством развития, познания и воспитания мышления.

Когда начинать? Подходящий возраст

Конечно же, каждый родитель, стремиться правильно выбрать самое благоприятное время для начала занятий иностранным языком, чтобы ребенку он давался легко и вызывал интерес.
Другими словами, чтобы обучение проходило в условиях психологического и физиологического комфорта и было направлено на максимальное удовлетворение познавательных потребностей ребенка.
Наиболее эффективным является обучение, которое проводится во время роста человеческого мозга — то есть, в раннем детстве. К тому же познавательные потребности детей до трех лет максимальны, это возраст, когда малышу интересно все.
Мозг ребенка в раннем детстве очень пластичен, и способен усвоить одновременно системы мышления 2-х языков. Именно в раннем возрасте у ребенка еще мало штампов речевого поведения, и он способен легко по-новому «кодировать» свои мысли.
Поэтому возраст от 1 года до 3 лет считается «сензетивным», то есть чувствительным для обучения ребенка иностранным языкам.

Максимальная способность к усвоению языка сохраняется до 9 лет. Другими словами. ребенок до девяти лет — это специалист в овладении речью. После этого периода мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и не могут так легко приспосабливаться к новым условиям. В раннем возрасте ребёнок овладевает иностранным языком быстрее, чем взрослый. В этом и заключается смысл всех методик раннего развития детей. Ребенок должен активно учится в раннем детстве, когда для этого природой созданы наиболее благоприятные условия.

К тому же степень уверенности и спонтанности речи у человека, который начал учить язык в раннем детстве гораздо выше, чем у его сверстника, который в основном использует заученные модели. И если говорить не просто об объеме знаний, а об уровне языкового мышления, то первый достигает качественно иного уровня, даже имея то же количество знаний«.
Раннее обучение иностранному языку должно быть направлено не на усвоение как можно большего количества лексических единиц (слов), а на стимуляцию интереса к предмету, развитие коммуникативных навыков ребенка, умение выразить себя.
Цель обучения английскому языку детей в возрасте от 0 до 3 лет — это содействие полноценному, своевременному развитию ребёнка, развитие его интеллектуальной, эмоциональной и социальной сфер в процессе овладения основами англоязычного общения.
Практическая цель обучения английскому языку детей от 0 до 3 лет предполагает овладение детьми умениями аудирования и говорения, достаточными для того, чтобы либо адекватно реагировать на услышанное, либо вступить в речевой контакт с собеседником, поддержать разговор, получить и передать элементарную информацию, связанную с содержанием детского общения, закончить общение и пр., а не просто произнести какие-нибудь слова или фразы на английском.

Важным вопросом в раннем обучении детей английскому языку является также «ожидания» родителей результата занятий . Часто мы видим картину, когда родственники или знакомые пытают ребенка: «Расскажи стишок, спой песенку, покажи, чему тебя учили». Это звучит приблизительно так же, как если вас спрашивают «Знаешь ли ты китайский, ну тогда скажи что-нибудь». Может ли такая демонстрация отразить реальный уровень владения языком? Конечно, нет! Да, возможно найдутся дети, которые любят показать себя на публике и смогут показать «чему его учили», но расценивать это как результат занятий не стоит. Гораздо большим результатом будет, если ваш ребенок, играя сам с собой начнет напевать песенку или считалочку, которая подходит сюжету его игры или на спонтанную просьбу (звучащую на английском языке) знакомого принести воды или подать вон ту игрушку, ответит не задумываясь. Вот это и будет тот результат, на который стоит работать — спонтанное языковое мышление, которое служит коммуникации. Также важно знать, что даже если ребёнок и изучал иностранный язык несколько лет, а потом у него был большой перерыв, то в результате он может забыть практически всё, НО... навык приобретения знаний и языковое мышление, которое отвечает за практическое качество знаний, останется с ним навсегда, а значит, обучение языкам в будущем ему будет даваться легче.

С чего начать? Организуем обучающую среду.

Если вы принимаете решение изучать с ребенком иностранный язык, нужно постараться искусственно создать иную языковую среду и научиться чувствовать себя в ней комфортно. Маленькие дети прекрасно обходятся без объяснений правил грамматики или фонетики. А единственным способом формирования у детей до трёх лет познавательных мотивов и интереса к иностранному языку является вплетённость этих мотивов и интересов в игру и повседневную деятельность.
Обучение детей до трёх лет английскому языку начинается с формирования умения воспринимать английскую речь на слух. Аудирование — это не только восприятие сообщений, но и подготовка во внутренней речи ответной реакции на услышанное. Аудирование готовит говорение, оно способствует овладению звуковой стороной языка, фонемным составом, интонацией, речевыми образцами. Часто можно наблюдать такую картину, когда вы долго и упорно занимаетесь с малышом, а он все молчит и молчит, не производя никакой ответной реакции. Не отчаивайтесь, молчание не значит отсутствие. Часто перед воспроизведением какого-то навыка, он находится в латентном (скрытом) периоде, когда знания как бы накапливаются. И лишь по прошествии более длительного времени, чем мы ожидаем, навыки начинают проявляться. Поэтому продолжайте идти вперед!
В развитии восприятия английской речи помогут детские песенки, стишки, сказки на английском языке, которые должны звучать приблизительно в таком же соотношении как и на родном языке. Мультики и видеоматериалы можно предлагать детям постарше. При подборе, материалов учитывайте возраст ребенка. Чем меньше ребенок тем, меньше слов должно быть в стишке и тем короче он должен быть, и проще и обиходнее должны быть слова. Многие рифмованные стишки представляют собой уже готовые пальчиковые, жестовые или другие активные развивающие игры. Их очень любят малыши, они придают материалу игровую форму и добавляют практичности.
Как лучше работать над стишком или сказкой:
  • -предварительно изучите материал (стишок, сказку, песенку или считалочку) сами;
  • -отработайте сложные в произношении слова, интонации, ритм, чтобы они звучали из ваших уст как хорошо знакомая «сорока-ворона»;
  • -теперь можно приступать к чтению стишка вслух ребенку;
  • -во время того как ребенок слушает, вы подкрепляете услышанное наглядно-действенной опорой: рисунком, если это книжка, или действием, если это жестовый стишок-игра. Чем больше органов восприятия будет задействовано, тем основательнее будет восприниматься материал.
  • -Ориентируйтесь на интерес ребенка, если он сохраняется закрепите понимание содержания стиха или сказки. Если нет, вернитесь к этому следующий раз, когда материал будет восприниматься малышом как знакомый. Как закрепить понимание? Покажите или повторите отдельные части (элементы) стишка или сказки: например, пальчики (называете, показываете и двигаете пальчиками). Либо, если это картинка: называете, показываете картинку. Спрашиваете: «where are your fingers?» (где твои пальчики), отвечаете: «here they are, fingers» (вот они пальчики). Следующий раз ребенок уже сам может показывать и шевелить пальчиками.
  • -С каждым следующим повторением стишка ребенок демонстрирует понимание и включается в повторение все больше и больше, он становится его любимым.
  • -Периодически предлагайте ребёнку играть в эту игру, но обязательно в подходящих ситуациях или тогда, когда ребёнку самому хочется в нее играть;
  • -повторяйте стишок в реальных жизненных ситуациях: например, стишок с зарядкой, когда утром вы делаете зарядку.

На всех уровнях подачи материала осуществляется принцип коммуникативности, то есть все служит достижению определенного результата в общении.
Неоценимую роль в изучении иностранного языка играет музыка. Музыка и пение привлекают внимание ребёнка, развивают его способность к аудированию, чувство ритма, слухо-двигательную координацию. Поэтому включайте их в процесс обучения почаще. Когда малыш подрастет, с 3х лет, можно добавлять видео с детскими песенками и играми-движениями на английском языке.
Во время игр с маленьким ребёнком мы довольно часто имитируем цоканье копыт, лай собачки, жужжание пчёлки и пр. Точно таким же способом можно попробовать «презентовать» и звуки английского языка (в английском языке 44 звука, 20 гласных и 24 согласных). Количество звуков и длительность самой «презентации» должны выбираться по принципу родительской чуткости, вы должны видеть, нравится это ребёнку или нет. Таким образом будет постепенно формироваться фонетическая компетенция ребёнка.
Главная задача родителей, если они хотят обучить чему-то ребенка — пробудить интерес! Вместо того, чтобы учить ребенка считать, лучше заинтересовать его цифрами. Вместо того, чтобы учить его писать, разожгите интерес к процессу письма. Вместо того, чтобы учить его языку, разожгите интерес к нему. Сделайте его средством общения.

Чтобы вызвать этот интерес, важно создать и необходимые условия. Чтобы у ребенка появилось желание рисовать, вокруг него должно быть достаточно карандашей и бумаги. Чтобы у ребенка появилось желание говорить на английском языке, вокруг него должны быть предметы, ассоциирующиеся или стимулирующие его к использованию языка.

Верные помощники

Как мы уже говорили ранее, в обучении следует использовать все каналы восприятия ребенка, широко прибегая непосредственно к предметам, игрушкам, которые малыши могут осязать и таким образом исследовать.
Это книжки-игрушки, говорящие игрушки, сказки, азбуки, музыкальные диски, диски с мультфильмами или фильмами, и другие видео или аудио-ресурсы.
Если вы выбираете азбуку, пусть они лучше будут на кубиках из которых можно составлять слова, либо игрушки с тесненными буквами, чтобы их можно было ощущать на ощупь.
Однако не забывайте и про простые игрушки- верные друзья всех детей. Дайте им английское название, и они станут отличным дидактическим материалом. Удачи вам в изучении языка с малышом!
Смотрите кино онлайн бесплатно
http://kinofank.ru
Создано 09.11.2011 20:22
Просмотров: 3494

Оставьте свой комментарий

Post comment as a guest

0
правилами и условиями.

Люди, участвующие в этой беседе

НАША МИССИЯ

"От гармонии личности - к гармонии в обществе"